«Право потребителя на образование»

Одним из 8 основополагающих прав потребителей, закрепленных в принятой 9 апреля 1985 года резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», является право на образование.

Что же значит право на образование? А это значит, что для любого человека должны быть доступны Законы и другие нормативные акты, регулирующие отношения между потребителями, исполнителями, изготовителями. Ознакомиться с этими документами можно в специальной литературе, в средствах массовой информации, публикующих законодательные акты, консультируясь в отделах защиты прав потребителей.

Есть такое выражение: «Кто владеет информацией — владеет миром». Так и потребитель, владея способами защиты своих прав, сможет решить многие свои проблемы.

Однако бытует мнение, что законы должны знать только юристы. Доля истины в этом, конечно, есть — любой деятельностью должны заниматься профессионалы. Более того, даже получив определенные, весьма полезные знания, вы можете оказаться в ситуации, когда воспользоваться не сумеете.

Дело в том, что кроме понятия «закон» есть более широкое понятие: «законодательство о защите прав потребителей», которое включает в себя и Гражданский кодекс, и Закон «О рекламе», и Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности», ряд Кодексов и множество других законов и подзаконных актов. Во всем этом правовом пространстве может ориентироваться, конечно, профессионал. Но это совершенно не значит, что знать законы вообще не надо. Думать так было бы серьезной ошибкой.

В отличие от продавцов-профессионалов потребитель всегда дилетант. Нетрудно предугадать, чем заканчивается матч профессионалов с дилетантами. Именно поэтому недостаточно дать потребителю права, необходимо научить его этими правами пользоваться.

Знание общих положений потребительского законодательства и особенно Закона «О защите прав потребителей» очень полезно даже с чисто психологической точки зрения. Решая различные проблемы, вы должны осознавать, что вас поддерживает закон, что у вас есть определенные права. Тогда вы будете чувствовать себя значительно увереннее. Важно знать какие права вы имеете в том же магазине, химчистке, ателье, самолете ли автобусе и так далее. Тем более что права эти достаточно просты, они основаны на здравом смысле и нет необходимости заучивать наизусть статьи закона, для того чтобы воспользоваться правом на информацию или правом на замену некачественного товара.

Закон «О защите прав потребителей» — довольно необычный уже потому, что он относиться к числу тех немногих принятых в России законов, которые реально действуют.

Закон, действующий в России, отличается от законов, действующих, например, в Европейском Союзе. Отличие это прежде всего, как это ни покажется странным, в большей жёсткости нашего закона. Дело в том, что в большинстве европейских и ряде других стран потребителя надежно защищают традиции, обычаи. А они там таковы, что фирма, которая неуважительно относится к своему клиенту, вряд ли долго продержится на рынке. В нашей стране обычаи, увы, другие. Поэтому то, что в других странах, возможно, делать, опираясь на этические нормы или просто полагаться на обычаи, В России приходится пока достигать жесткостью Закона.

Закон «О ЗПП» служит людям удобным инструментом для защиты своих прав по нескольким причинам.

Первая причина. Для того чтобы на основании этого закона обратиться в суд, потребитель не должен платить пошлину.

Причина вторая. Все статьи Закона пронизаны идеей, что потребитель — слабая сторона в отношениях с бизнесом и государством и поэтому он имеет преимущественные права.

Третья сильная сторона закона связана со знаменитым понятием «морального вреда». Таким образом, смысл образования потребителя заключается в том, чтобы ориентироваться в законодательной базе или в структуре Закона «О защите прав потребителей», иметь представление с чего начинать решение возникшей проблемы или самозащиты. В случае если не хватает знаний, можно обратиться за консультацией в Отдел защиты прав потребителей или опытному юристу.

В последующих обзорах я постараюсь поделиться с вами практическим опытом, накопившимся у меня за время работы начальником ОЗПП и дать некоторые советы для того, чтобы вы смогли осуществить самозащиту при различных ситуациях, находясь в роли потребителя.

Буду надеяться на то, что гости сайта тоже смогут поделиться интересными примерами решения потребительских проблем, которые могут помочь и другим людям.

Еще можно почитать?

О коммунальных услугах

О коммунальных услугах

Как часто в разговоре со знакомыми можно услышать: « Ох, у нас опять горячую воду на месяц отключили! Профилактические работы…»  Кто-то жалуется, что его квартиру постоянно заливает с крыши. У кого-то вдруг начались перебои в электросети, и сгорела вся бытовая техника.…Этот список можно продолжать и продолжать. Общее в этих жалобах – неудовлетворительная работа служб, обеспечивающих нас коммунальными услугами.

Красота по-японски

Красота по-японски

Косметику японские женщины тоже любят, и у этой косметики есть свои особенности. Японское отношение к красоте и средствам для ее поддержания в корне отличается от европейского. Здесь уход за собой — это ритуал сродни чайной церемонии

Мягкий шашлык

Мягкий шашлык

Изначально блюдо стран Западной и Центральной Азии, а также Восточной Европы, из баранины мелкой нарезки, нанизанное на шампур и запечённое на древесном угле в мангале; при этом возможно применение маринада, от простейших специй до сложных многокомпонентных составов, требующих особого приготовления. Позже название «шашлык» в русском языке распространилось на блюда из свинины, птицы, рыбы, овощей, грибов, приготовленные тем же способом.

Отправляемся в полет

Отправляемся в полет

Наступила весна! Скоро лето! Распускаются почки на деревьях, пробивается травка, пригревает порой солнышко. Наступает пора отпусков. Начинаем задумываться над тем, как организовать свой летний отдых, куда поехать отдохнуть, какой использовать при этом транспорт.

Обращение к посетителям

Много лет я помогала людям защищать их потребительские права. У Вас часто возникают такие проблемы, и они сложно решаются? Тогда мой совет вам, чтобы стать юридически грамотным и уметь самостоятельно защищать свои права, внимательно ознакомьтесь с содержанием сайта, создайте папку «ЗПП» для моих статей, и вы будете иметь свой справочник. Это Ваш шанс стать юридически грамотным и уметь самостоятельно защищать свои права.

Вам может показаться, что некоторые статьи очень объемные. Я это делаю несколько намеренно для того, чтобы при решении своих потребительских проблем, при написании обращений, заявлений, претензий вы могли воспользоваться терминологией моих статей. Этим вы покажете осведомленность в вопросах защиты прав потребителей.

Если Вам полезны информация и советы, полученные на этом сайте, порекомендуйте своим друзьям и коллегам тоже и заглянуть на «Территорию потребительского права». Просто дайте ссылку на сайт (http://1potrebitel. ru). Рада буду вашим отзывам, идеям и темам для этого сайта, чтобы я могла написать статьи, интересующие вас.

Немного обо мне

Обо мнеНа протяжении нескольких лет у меня созревала идея создания сайта, где можно найти практические советы по защите прав потребителей и рекомендации по предотвращению ситуаций, в которых могут возникнуть проблемы, связанные с необходимостью эти права защищать.

Новые статьи

Вареники с потрипкой

Недавно в Гостевой книге был оставлен очень интересный отзыв о моем сайте. Это была Наталья Волошина. Я поблагодарила ее за очень теплый отзыв о сайте. У нас завязалась личная переписка.  Оказалось, что Наташа знает очень много рецептов украинской кухни.  Она  прислала мне рецепт вареников с потрипкой. Потрипка – это ливер (свиные печень и сердце). Вот я и  решила поделиться этим рецептом с Вами.

Мягкий шашлык

Изначально блюдо стран Западной и Центральной Азии, а также Восточной Европы, из баранины мелкой нарезки, нанизанное на шампур и запечённое на древесном угле в мангале; при этом возможно применение маринада, от простейших специй до сложных многокомпонентных составов, требующих особого приготовления. Позже название «шашлык» в русском языке распространилось на блюда из свинины, птицы, рыбы, овощей, грибов, приготовленные тем же способом.

Фотодневник